Всероссийские проверочные работы
Что такое ВПР и для чего существует?
Это комплексная контрольная работа, которая должна показать уровень успеваемости школьников по различным предметам и соответствие их знаний требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), нацеленная на выявление и решение проблем в школьном образовании всех уровней.
Цели введения ВПР:
- Комплексная проверка предметных знаний учеников всех школ страны на основе заданий, равнозначных по типам и уровню сложности.
- Общая оценка качества школьного образования по основным предметам. Особенно это важно в начальных и средних классах, когда детей ещё не ждут выпускные экзамены.
- Совершенствование преподавания учебных предметов и повышение качества образования.
- Борьба с «натаскиванием», когда дети делают упор на изучение предметов, по которым предстоит сдавать экзамены, и преимущественно разбирают типовые задания из ЕГЭ в ущерб остальной учебной программе.
Как проводят ВПР?
Варианты проверочных работ формируются для каждой школы индивидуально
на основе контрольно-измерительных материалов, разработанных Рособрнадзором — главным регулятором качества образования в стране.
Все включённые в ВПР задания стандартизированы, то есть имеют одинаковую структуру и уровень сложности. Они составлены с учётом основных образовательных программ и содержания учебников, используемых в СОШ. Задания могут повторяться, но существование двух полностью одинаковых контрольных работ по какому-либо предмету исключено, утверждают в Рособрнадзоре.
В ходе написания контрольной ученикам запрещено пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, какими-либо справочниками.
Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных обезличенных бланках, где вместо имени и фамилии ученика указывают специальный четырёхзначный код. Узнать результат можно у учителя или на сайте общеобразовательного учреждения при помощи кода, выданного перед выполнением контрольной.
Как помочь своему ребёнку подготовиться к Всероссийской проверочной работе?
Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Родители учеников средней и старшей школы уже не владеют всеми необходимыми знаниями, чтобы помочь своему ребёнку. Они могут только проконтролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание, обеспечить его необходимыми учебниками и пособиями. Но независимо от возраста и уровня знаний все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника ударника. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент. Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное. Особенного внимания требуют старшеклассники, так как они страдают от перегрузок и стресса. Родители должны наблюдать за самочувствием ребёнка и при первых признаках переутомления убедить его в том, что чрезмерные занятия за месяц до проверочной работы дадут посредственный результат, а чередование занятий и отдыха помогут ясно мыслить на ВПР. И родителям, и детям надо помнить, что ущерб, нанесённый здоровью, невосполним. Но есть и ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребёнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребёнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребёнка. Авторитарный стиль общения часто даёт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребёнка и обогатить её своим жизненным опытом.
План-график проведения всероссийских проверочных работ в 2024 году
Порядок проведения всероссийских проверочных работ в 2024 году
Телефоны горячей линии по вопросам организации подготовки и проведения ВПР :
Министерство образования Тульской области: (4872) 55-92-21; (4872) 24-53-26;
Управление образования администрации города Тулы: (4872) 52-98-02 (725)
График контрольных работ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Вечерняя общеобразовательная школа города Тулы"
В рамках проведения Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), на основании приказа Рособрнадзора от 23.12.2022 № 1282 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2023 году», приказа министерства образования Тульской области от 06.02.2023 года № 257 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Тульской области, в формате всероссийских проверочных работ в 2023 году», приказа МБОУ «ВОШ г. Тулы» от 10.02.2023 № 13-а «О проведении Всероссийских проверочных работ» в МБОУ «ВОШ г. Тулы» были проведены ВПР в 8з классе по обязательным учебным предметам: «Русский язык», «Математика», по предметам на основе случайного выбора по предметам естественнонаучного направления и общественно-научного направлениям: «Химия», «Обществознание».
Результаты Всероссийских проверочных работ в 8з классе приведены в таблице:
Класс |
Учитель, предмет |
Количество обучающихся |
Подтвердили оценки/не подтвердили |
Оценки по ВПР |
% обученности |
% качества |
Средний балл |
||||
по списку |
писали |
5 |
4 |
3 |
2 |
||||||
8з |
Русский язык |
27 |
18 |
11/7, выше 1, ниже 6 |
- |
- |
5 |
- |
67 |
11 |
2,7 |
8з |
Математика |
27 |
17 |
15/2, выше 0, ниже 0 |
- |
- |
15 |
2 |
88 |
0 |
2,9 |
8з |
Химия |
27 |
18 |
18/0, выше 0, ниже 0 |
- |
2 |
16 |
- |
100 |
11 |
3,1 |
8з |
Обществознание |
27 |
19 |
18/1, выше 1, ниже 0 |
- |
2 |
17 |
0 |
100 |
10,6 |
3,1 |
Анализируя результаты ВПР по русскому языку можно сделать вывод, что подготовка обучающихся по данному учебному предмету находится на недостаточном уровне. Не подтвердили триместровые оценки 7 обучающихся, что составило 38,8% при том оценку выше триместровой получил 1 обучающийся.
Довольно высокий % расхождения триместровых оценок и оценок за ВПР можно объяснить следующими причинами: часть обучающихся не владеют русским языком как родным, т.к. являются представителями стран ближнего зарубежья; комплектование 8 класса в связи со спецификой школы продолжается в течение года, некоторые были зачислены в 8з класс во втором полугодии, что не дало возможности проработать с ними материал первого полугодия.
Одной из причин неудовлетворительного результата ВПР у обучающихся является то, что многие к выполнению большей части заданий не приступили.
Анализируя качественное выполнение проверяемых знаний и умений, можно выявить слабую подготовку, обучающихся не умеют: анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме (100% обучающихся не справились с заданием); определять тип односоставного предложения; правописание Н-НН в словах разных частей речи; причём затруднения вызывает обоснование того или иного написания, что говорит о незнании основных правил; слабо сформированы умения самого объёмного вида разбора – морфологического; вычленение подчинительных словосочетаний и определение вида подчинительной связи; сложность в подборе синонимов к вводным словам, что говорит о незнании основных групп вводных слов по значению; выявлены небольшие пробелы в орфоэпии; обучающиеся показали низкую грамотность, допустили пунктуционные и орфографические ошибки; недостаточно развиты умения опознавать разнообразные грамматические конструкции, видеть структуру слова и предложения и тем более корректировать.
Для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся необходимо выполнить следующее: регулярно организовывать на уроках русского языка выполнение заданий, направленных на пунктуационный анализ предложений (определение количества предикативных основ, вида простого предложения с точки зрения состава грамматической основы, постановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях); организовывать работу над грамматическими и речевыми ошибками; для достижения положительной динамики или стабильности продолжить работу и организовать сопутствующее повторение тем: «Морфемный, морфологический и синтаксический разборы», «Пунктуация», продолжить работу по совершенствованию навыков правописания.
По учебному предмету «Математика» в 8 классе 88% обучающихся справились с предложенной работой, качество 0 %, средний балл 2,9. Не подтвердили триместровую оценку 5,9 % обучающихся, 2 человека получили оценку ниже триместровой.
Анализ ВПР по математике показал, что не вызвали затруднения вопросы: владение понятиями отрицательного числа, обыкновенной дроби; умение извлекать информацию, представленную в таблицах, графиках, при овладении приемами решения уравнений.
Наиболее проблемными при решении оказались вопросы, связанные с решением логических задач (задание 10), геометрические свойства и факты при решение задач, предполагающих несколько решений (задание 13, 14, 16), выполнение не сложных преобразований, выражений, раскрытие скобок, использование графических представлений для описания реальных событий, к заданиям 10, 13, 14, 16 не приступил никто.
Всё это указывает на пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся, которые должны формироваться в курсе математики основной школы.
По итогам ВПР необходимо: провести детальный анализ результатов ВПР; разработать систему ликвидации пробелов в знания обучающихся; спланировать индивидуальную работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся; уделить внимание формированию системы геометрических знаний и прочному усвоению геометрических понятий; скорректировать (по необходимости) рабочие программы с учётом результатов ВПР.
По учебному предмету «Химия» в 8з классе результативность 100%, качество 11%, средний балл 3,1. Все обучающиеся подтвердили триместровые оценки.
Обучающиеся 8з класса показали хорошее знание программного материала: по усвоению правил поведения в химической лаборатории; безопасного обращения с химическими веществами в повседневной жизни; понимания различий между индивидуальными (чистыми) химическими веществами и их смесями; различие между химическими реакциями и физическими явлениями.
Сложности у обучающихся вызвала работа: на составление химических формул указанных веществ по их названиям;- составление уравнений химических реакций по словесным описаниям; умение производить расчеты с использованием понятия «массовая доля».
Необходимо продолжить работу на составление химических формул веществ по их названиям, составлению уравнений химических реакций. Продолжить формировать навыки производить расчеты с использованием понятия «массовая доля», «количество вещества», «постоянная Авогадро».
По учебному предмету «Обществознание» в 8 классе результаты ВПР приведены в таблице результативность 100%, качество 10,5 %, средний балл 3,1. Не подтвердили триместровую оценку 2 обучающихся (ниже триместровой).
Наибольшее затруднение вызвали задания: составление рассказа с использованием предложенных вопросов с опорой на личный социальный опыт; дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического исследования вопрос; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на заданную тему с использованием четырех предложенных понятий.
Для ликвидации пробелов в знаниях необходимо: повторить теоретические сведения по всем разделам обществознания; по результатам анализа спланировать работу по устранению выявленных пробелов; организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом; спланировать индивидуальные тренировочные упражнения для обучающихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшие затруднения; совершенствовать навыки работы обучающихся на проверку умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на заданную тему с использованием шести предложенных понятий.
По итогам проведения ВПР методическим объединениям учителей-предметников рекомендовано выполнить следующее:
- Проанализировать результаты ВПР по учебным предметам на заседаниях школьных методических объединений, наметить пути повышения результативности и качества подготовки обучающихся.
- Внести корректировку (по мере необходимости) в рабочие программы с целью улучшения результативности и качества подготовки обучающихся.
- Использовать на уроках методики и технологии, позволяющие повысить результативность и качество подготовки обучающихся.
- Использовать систему индивидуальных занятий для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и с целью повышения учебной мотивации.